Неэффективные модели поведения

Сегодня я был у нотариуса, чтобы заверить документы. В зале ожидания было много людей, модель поведенияожидающих своей очереди, скучающих, дремлющих, ворчащих по поводу долгого ожидания. Действительно работа с каждым клиентом занимала примерно тридцать минут. Чтобы обслужить пять человек, требовалось два с половиной часа.

Во время ожидания я наблюдал за людьми, за тем, как они ведут себя. Почти все они ничем не занимались и просто томились в очереди. Одна женщина читала детективный роман, и один мужчина читал газету с объявлениями, что-то выписывал себе в блокнот, потом звонил по телефону и разговаривал на предмет купли-продажи автомобиля.

Таким образом, я увидел, что почти все люди, кроме двоих (женщины и мужчины) имели в данной конкретной ситуации неэффективную модель поведения. Они тратили свое время без всякой пользы. Причем они не осознавали этого и не понимали, что ситуацию вынужденного продолжительного ожидания можно использовать более результативно.

Приведу еще один пример. Когда я работал в одной из крупных частных компаний, в нашем коллективе был человек по имени Иван Иванович, которого любил вызывать к себе на ковер начальник. Не потому, что он плохо работал. Просто он не мог ничего возразить начальнику в ответ. Когда босс начинал критиковать своего подчиненного, то тот просто замолкал и покорно кивал головой. Я спросил потом у Ивана Ивановича, правда ли он считает себя виноватым. Тот стал приводить мне аргументы, что это не так, и начальник несправедливо устроил ему «разнос». Я удивился, почему он в таком случае не изложит все эти аргументы шефу. Вполне возможно, что тот изменит свою точку зрения, но Иван Иванович только махнул рукой и буркнул, что «начальник тупой и ничего не поймет».

Таким образом, мы видим, что в ситуации критики и порицания человек выбрал соглашательскую модель поведения. Как бы ни свирепствовал начальник, подчиненный молчал и кивал головой. Это приводит к тому, что модель отношений «злой начальник - беспомощный подчиненный» только утверждается между фигурантами ситуации, и подчиненному становится еще хуже.

Выход из ситуации прост: надо изменить свою модель поведения. Ивану Ивановичу надо просто сказать своему шефу: «Я не согласен с вами, потому что…» Далее идут весомые аргументы в пользу точки зрения подчиненного. Конечно, начальник может не внять объяснению и озлобиться еще сильней. Но тогда он действительно тупой человек, с которым вовсе не надо работать. Если же он гомо сапиенс, то, вероятно, поймет своего коллегу. В любом случае дико орать на него больше не будет, потому что увидит, что подчиненный, если даже и совершил ошибку в работе, то сделал это исходя из определенных обоснованных позиций, а не потому, что халатный разгильдяй.

На самом деле наше сознание просто напичкано неэффективными моделями поведения, по которым мы действуем автоматически, не осознавая это. Для того, чтобы увидеть их, надо остановиться и посмотреть на себя со стороны в данной конкретной ситуации. Как вы себя ведете, что думаете, говорите? Как при этом реагируют окружающие и складываются обстоятельства?

Пытаясь анализировать свое поведение в конкретной ситуации, выявляя ошибки в модели поведения, мы тем самым меняем эту модель, делаем ее более эффективной. Следовательно, меняем реакцию окружающих людей и улучшаем обстоятельства собственной жизни.

Поделитесь с друзьми в соцсетях

объявлений
301
рубрика
770
городов и регионов
организаций и магазинов